Наш путь в Европейский Союз длится уже много лет, но с началом вторжения России в Украину процесс заметно ускорился. За более чем два года предпринято десятки, если не сотни шагов, которые привели нас к нынешнему этапу — началу переговоров. Но если темп евроинтеграции и без того динамичный, то зачем проводить референдум? Курс выбран или нет? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.
Чтобы понять предпосылки нынешней ситуации, давайте бегло пройдемся по самым важным предыдущим этапам.
Европейский путь Молдовы: от главной цели внешней политики до переговорного процесса
Молдова, начиная с 2008 года, установила главной целью своей внешней политики — вступление в Европейский Союз. С 2014 года двусторонние отношения основываются на Соглашении об ассоциации между ЕС и Молдовой. Много лет дела в этом направлении шли с переменным успехом, но все изменилось, когда Россия начала полномасштабное вторжение в соседнюю Украину, в феврале 2022 года.
Спустя несколько дней, 3 марта, Молдова подала заявку на вступление в ЕС. С тех пор шаги нашей страны на пути в ЕС стали больше и увереннее. 23 июня 2022 года Европейский Совет признал европейскую перспективу Молдовы и предоставил ей статус кандидата в члены ЕС.
В заключении Еврокомиссии изложены девять шагов, которые Молдова должна предпринять для достижения дальнейшего прогресса на пути к присоединению:
# реформа системы правосудия,
# устранение недостатков в законодательстве, выявленных ОБСЕ и Венецианской комиссией,
# борьба с коррупцией на всех уровнях,
# устранение влияния олигархов,
# усиление борьбы с организованной преступностью,
# реформа госуправления,
# реформа управления государственными финансами,
# увеличение участия гражданского общества в процессе принятия решений на всех уровнях,
# усиление защиты прав человека.
До этого этапа вопросы обсуждались больше на государственном уровне, но процесс евроинтеграции — решение самого народа, а не только политическое. Поэтому президентка Майя Санду объявила о проведении 21 мая 2023 года Национального собрания «Европейская Молдова». По данным полиции, в нем приняли участие от 75 до 80 тысяч человек.
Следующий важный геополитический месседж был со стороны ЕС: 1 июня в Молдове прошел второй саммит Европейского политического сообщества. В нем приняли участие лидеры 46 европейских стран, а также главы Совета ЕС, Европейской Комиссии и Европарламента. Мероприятие напрямую не касалось евроинтеграции, но было важным посланием для молдавского народа после собрания «Европейская Молдова».
Через полгода, 14 декабря, Евросоюз принял решение начать переговоры о вступлении Молдовы и Украины в объединение. Переговорный процесс начался 25 июня 2024 года.
Референдум — сигнал для Брюсселя
Но и этих взаимных знаков оказалось недостаточно. Майя Санду 24 декабря 2023 года предложила парламенту организовать в Молдове всеобщий опрос о вступлении в Евросоюз.
Несколько лет назад мы вместе с гражданами начали путь превращения Молдовы в лучшую страну. За три года мандата нам удалось сохранить мир у нас дома, укрепить независимость страны, у нас правительство вместе с народом, и мы начали переговоры о вступлении Молдовы в Европейский Союз. Наше будущее — в европейской семье, и необходимо четко сказать всей стране, какой путь мы выбираем для Молдовы. Прошу парламент инициировать следующей осенью организацию референдума, на котором голос граждан станет решающим.
Майя Санду
С юридической точки зрения стране-кандидату не обязательно проводить референдум. Процесс вступления не включает данного шага, но по словам комиссара ЕС Йоханнеса Хана, его результаты станут сигналом о европейской перспективе и ожиданиях наших граждан.
Политический аналитик, бывший представитель Молдовы в Совете Европы и в ООН Алексей Тулбуре также говорит о том, что результаты данного референдума больше нужны для внутреннего пользования.
Отчасти это ответ правящей партии на критику со стороны оппозиции в том, что они не учитывают мнение народа и продвигают европейскую интеграцию, а надо было бы провести референдум.
Алексей Тулбуре
По словам аналитика, всегда есть риск того, что референдум может не состояться. Но это не значит, что Молдова откажется от евроинтеграции. Все дело в том, что на голосование вынесен вопрос о внесении новой главы об европейском пути Молдовы в Конституцию, а не самом вступлении. При этом такой исход нежелателен для партии власти, а также сторонников объединения с ЕС: «Это будет удар по процессу евроинтеграции. Это не остановит евроинтеграцию, потому что единственное правовое последствие несостоявшегося референдума это то, что в Конституцию не впишут эту фразу, которую собираются вписать. Потому что референдум, который сейчас будут проводить, он о том: необходимо ли вписать в Конституцию некое предложение. Это предложение не впишут, евроинтеграция продолжится, но тогда серьезные пропагандистские козыри будут у оппозиции, чтобы выступать против того, что делает правительство. И они всегда будут апеллировать к этому референдуму, говоря о том, что вот видите, народ против. Тут политические риски, никаких правовых и институциональных рисков нет, но политические риски велики».
Эксперт по вопросам публичной политики, безопасности, правосудия и права из организации Watch Dog Андрей Курэрару также говорит о том, что результаты референдума являются сигналом для Брюсселя, который делает сейчас огромные инвестиции в нашу страну.
После начала переговоров поступают средства на предвступление, можно говорить о 4-5 миллиардах евро в ближайшие 10 лет. Это поддержка Европейского Союза во многих аспектах, но мы должны показать Евросоюзу, что мы хотим интегрироваться в ЕС. Происходит, я бы сказал, очень сложная кампания, посредством которой пророссийские силы пытаются показать, что на самом деле Республика Молдова очень разделена, и лишь небольшая часть населения желает вступить в Европейский Союз.
Андрей Курэрару
То есть плебисцит 20 октября 2024 года нужен для того, чтобы понять реальное положение дел в молдавском обществе, дать понять Брюсселю, что Молдова определилась со своим политическим курсом, а также это возможность показать оппозиции, что объединение с ЕС — выбор народа, а не только решение принятое на государственном уровне.
Если граждане поддержат вступление в ЕС, то в преамбулу Конституции внесут две фразы: «подтверждение европейской идентичности народа Республики Молдова» и «провозглашение интеграции в Европейский Союз стратегической целью Республики Молдова». Кроме того, в основном законе страны появится новый раздел — «Интеграция в Европейский Союз».
Согласно действующему законодательству, для того, чтобы республиканский референдум признали состоявшимся, в нем должны принять участие не менее одной трети от числа лиц, включенных в списки избирателей (ст. 171 Кодекса о выборах). Больше информации о референдуме можно узнать ЗДЕСЬ.
Референдумы, связанные с ЕС, в других странах
На сегодняшний день Евросоюз насчитывает 27 государств – членов ЕС и четыре страны, не входящие в ЕС — Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария — входят в так называемую Шенгенскую зону. Учредителями блока являются шесть стран: Бельгия, Италия, Германия, Франция, Нидерланды и Люксембург.
Остальные для вступления проводили референдумы, но не всегда его результаты были положительными. Например, в Швейцарии всеобщий опрос проходил два раза: в 1997 и в 2001 году. В обоих случаях граждане не поддержали членство в ЕС. В 1997 году против выступили 74,1 % избирателей, а в 2001 — 76,8 %.
Подобная ситуация сложилась и в Норвегии. Референдум 1972 года показал, что 53,5 % граждан против присоединения к блоку, а в 1994 этот показатель составил 52,2 %. На плебисцитах в Австрии, Венгрии, Латвии, Литве, Северной Македонии, Польше, Сан-Марино, Словакии, Финляндии, Хорватии, Чехии и Эстонии местное население поддержало вступление в ЕС.
Самый близкий к нашему времени референдум прошел в Северной Македонии. Речь идет о 2018 годе. Население немногим меньше нашего - около 2 миллионов человек. Пример интересно разобрать и потому, что поддержали вступление в ЕС 94,2% голосующих. Но контекст был немного другим. Всеобщий опрос должен был решить давний спор с Грецией об наименовании Македонии. Македония отделилась от Югославии в 1991 году, тогда правительство Греции выступило против наименования нового государство, считая, что оно предполагает территориальные претензии на провинцию Македония в составе Греции. В результате референдума в 2018 страну официально переименовали в Республику Северная Македония. А в 2022 году начались переговоры о вступлении государства в ЕС.
Да, между моментом, когда страна определяет свой вектор, и реальным вступлением в ЕС проходит достаточно времени. Определенного срока нет, все индивидуально.
Быстрее всего в Евросоюз вступили Австрия, Финляндия и Швеция - от старта переговоров до непосредственного присоединения прошло всего 1 год и 11 месяцев. Дольше всего вступления ждали Португалия и Хорватия - 7 лет и 2 месяца и 7 лет и 8 месяцев соответственно.
Из стран бывшего СССР полноправными членами Европейского Союза на данный момент являются только страны Балтии: Латвия, Литва и Эстония, которые присоединились к ЕС 1 мая 2004 года.
Что касается Молдовы, то чиновники в Брюсселе не раз говорили о том, что наша республика может стать членом Евросоюза до 2030 года, если власти реформируют правосудие и докажут приверженность правовому государству.