Город Кишинэу является довольно старым городом, начиная свое существование с момента первого документального упоминания в 1436 году. Несмотря на тот факт, что большую часть своего существования Кишинэу являлся центром крайней части королевства и империи, социальная активность и религиозные акты, в соответствии с христианскими, а также иудейскими традициями и догмами сохранялись и реализовывались постоянно. В этом контексте, мы решили осветить историю города Кишинэу с более необычной точки зрения, а именно с точки зрения исчезнувших кладбищ города.
Начнём с кладбищ, которые сохранились частично. И первым в списке будет Центральное Православное Кладбище, в народе именуемое «Армянским» (по названию улицы, выходящей к главному входу). После Второй Мировой Войны оно лишилось значительной части своей площади. Были уничтожены прилегающие Лютеранское кладбище, Молоканское и Старообрядческое, захоронения немецких солдат, часть православного кладбища.
Лютеранское кладбище
Старое Лютеранское кладбище раннее располагалось к югу-западу от нынешнего Центрального Православного кладбища (Армянского).
Примерное местоположение кладбища отмечено треугольником на фото ниже:
После Второй Мировой Войны (в период 1950-1960-е гг.) на месте старого лютеранского кладбища были варварски разрушены захоронения, среди которых был и семейный склеп семьи Бернардацци, в котором покоился прах и самого Александра Бернардацци, являвшимся главным архитектором города Кишинэу, скроившим основной облик нашего города, доставшийся нам и по сей день.
На этом же месте, в период Второй Мировой Войны хоронили немецких военных.
Их хоронили в нескольких местах города, о них будет изложено ниже. Ни одно из них не сохранилось. Возможно, наличие подобного рода захоронений тоже внесло свою лепту в уничтожение некоторых кладбищ города.
Ныне, на территории бывшего лютеранского кладбища расположен разрушенный кинотеатр «Гаудеамус», ресторан, спортивный комплекс, а также комплексы жилых домов.
Молоканское и старообрядческое кладбища
В целях захоронений в соответствии с религиозными догмами, Старообрядческой общине Кишинёва в начале XIX века был выделен участок земли вблизи того места, где чуть позже будет построен Тюремный Замок. Молоканская община города также хоронила своих прихожан близ этого места.
На старых планах это кладбище отмечено:
Это место также сровняли с землёй. На нём обустроили Музей Военной Техники. В конце 1990-х гг по улице Пан Халипа проводились работы по прокладке кабеля и труб под городским тротуаром.
Свидетели заявляли о том, как при этих работах выкапывались полуистлевшие гробы и останки были разбросаны прямо под ноги пешеходов.
Следует упомянуть, что захоронения не ограничивались территорией бывшего Музея Военной Техники. Они простирались вдоль всей улицы Пан Халиппа до бывшего Лютеранского кладбища. Часть мемориала «ETERNITATE» с захоронениями советских солдат, погибших во Второй Мировой Войне, был обустроен поверх старых могил. Сейчас уже неизвестно, к каким конфессиям относились похороненные там люди.
Захоронения немецких солдат и офицеров, погибших в 1941-1944 гг.
Об этом месте на форуме, связанным с историей города, повествует один из пользователей, являвшимся свидетелем описываемых ниже событий.
«Речь идет о самом начале 50-х годов. Место ограничивалось с одной стороны небольшой группой жилых домиков с участками, с другой остатками полуразрушенной кладбищенской ограды из разномастного бутового камня. Все было покрыто бурьяном, основательно вытоптанным нашими ногами в радиусе метров 70-80 от улицы Садовой (улица Матеевич прим.ред.). Рельеф описываемого места, явно кладбищенского происхождения, был весь покрыт характерными, полустертыми холмиками, как это бывает на заброшенных кладбищах. Что не мешало нам со спокойной совестью бегать среди них или, точнее, прямо по ним, по захоронениям. Привычное для свободных игр место использовалось несколько лет, мы все взрослели. Но, в одну из весен, наши развлечения на этом месте, получили совершенно новый сногсшибательный импульс. Земляные работы, в виде рытья траншей для прокладки первого канализационного коллектора по улице Болгарской (улица Булгарэ при.ред.), в ручную отрывали группы рабочих, лопатами, но позже, к строительнмы работам подключился экскаватор.
Как только экскаватор начал свою работу, буквально после первого захода его ковша, из него вместе с землей посыпались человеческие останки. Для нас детей в этом не было ничего удивительного. Играли мы на кладбище каждый божий день, естественно посещали вначале не без страха взломанные и разграбленные склепы. Везде встречались отдельные кости, а в самом склепе, если пересилить страх, можно было, затаив дыхание, кое-где рассмотреть и целый скелет. Экскаваторщик остановился. По-видимому, там присутствовало и начальство, как это бывает при запуске большого строительного объекта. Взрослые о чем-то посовещались между собой, и экскаваторщик опять забрался в кабину. До нас детей тоже дошла краткая информация, что это фашистское кладбище. И, вообще, война происходила когда-то, очень давно. Так давно, что я ничего о ней не помню. А тут вдруг немцы. Хоть и мертвые, но все-таки настоящие. Информации о том, что это мертвые фашисты, всех нас очень взбудоражила и придала еще больше эмоциональности и «героичности» нашим действиям».
Сейчас на месте этих захоронений расположено пожарное депо на ул. Матеевича.
Армяно-Католическое кладбище и кладбище общины израильтян Нового Завета
Армяно-Католическое кладбище тоже не избежало печальной участи и дошло до наших дней в урезанном виде. Есть сведения (карты, воспоминания), что в советское время Физкультурный Техникум с бассейном, площадками для игры в футбол, баскетбол и т.п. был построен на месте захоронений.
Также очевидцы вспоминают, что рядом с этим участком также хоронили прихожан общины мессианских евреев Кишинёва. Вот что пишет участник форума «Мой город Кишинёв»: «Мой отец рассказывал, что после войны они часто с братьями играли на магале (улочке прим.ред.), рядом с Малой Малиной. И они наткнулись на несколько надгробий в виде кафедры с накинутым таглитом с кистями с надписью «Союз Христианствующих Евреев». Это было между больницей и техникумом физкультуры». Участок земли для данной общины был выделен Кишинёвской Городской Управой в 1886 году. Находился он в 5 урочище, что подтверждает воспоминания очевидцев.
Сейчас территория бывшего Физкультурного Техникума полностью занята жилым комплексом компании GLORINAL.
Рышкановское кладбище
Изначально это была кладбищем предместья Кишинёва, Рышкановки. В XX веке стало Городским Кладбищем. Совсем малые остатки кладбища можно и сейчас видеть у церкви Святых Константина и Елены. К самой церкви были перенесены некоторые надгробия известных людей, но подавляющее большинство было утеряно навсегда. Тут были похоронены представители многих известных и влиятельных бессарабских семей.
После Второй Мировой Войны тут также хоронили военнопленных.
Процесс уничтожения кладбища начался уже в 1950-х гг. На месте старых могил начали возводить частные дома.
В 1970-гг было принято решение о строительстве Скоростной дороги. Это строительство окончательно предрешило судьбу кладбища. Жителям Кишинёва, чьи родственники были тут захоронены, было предложено в установленный срок перезахоронить останки на новом городском кладбище (нынешнее Св. Лазаря). Всё остальное сровняли либо выкопали при строительстве дороги.
Еврейское кладбище на Измаильской улице
На протяжении своей достаточно долгой истории в городе существовало несколько еврейских кладбищ, из которых до наших дней частично сохранилось только одно. Одно из таких не сохранившихся кладбищ располагалось в районе нынешних улиц Измаил и Албишоара.
В книге И. Халиппы «Город Кишинев времен жизни в нем Александра Сергеевича Пушкина. (Топографико-эпизодические и бытовые наброски к 100-й годовщине дня рождения поэта, 26-го мая 1889 года )» есть упоминание об этом еврейском кладбище: «Кладбищенская улица, названная так по бывшему в южном конце её старому еврейскому кладбищу; позднее на нее перенесено название упраздненного „Вдовьего переулка».»
И. Халиппа в 1889 году упоминает о кладбище как «бывшем», но на карте 1871 года оно ещё присутствует. К слову, это единственный план города, на котором кладбище отмечено:
После войны кладбище сравняли с землёй.
Сейчас на месте старого еврейского кладбища находится высотный жилой дом, библиотека «Тудор Аргези», а также другие строения.
Захоронения советских солдат в Городском Саду у кинотеатра «Патрия»
После Второй Мировой Войны в одном из углов Городского Сада (Центрального парка) со стороны кинотеатра «Патрия» был обустроен мемориал с захоронениями погибших во Второй мировой войне советских солдат.
Ниже представлена схема, показывающая местоположение захоронений, выполненная одним из читателей форумов касательно истории города. На схеме также указан памятник Сталину, который стоял у входа в Парк:
В начале 1970-х захоронения перенесли на новый Мемориал, который обустроили у Городского Кладбища (нынешний Мемориал «Вечность» («Eternitate»).
Кладбище у Мазаракиевской церкви
Одно из древнейших кладбищ города от которого практически ничего не осталось. Старые надгробия утеряны, а на могилах стоят различные строения. В 1946 году было произведено изучение и описание Мазаракиевской церкви.
Архитектор Смирнова Т. Г. описывала следующую картину:
«На территории двора [церкви] имеются фруктовые деревья. Между деревьями разбросаны надгробные камни и кресты. Надписи содержат в себе следующее содержание: Имя, фамилия и дата (XIX-XX вв) захороненного на русском или церковно-славянском языках. Во дворе в траншеях от военных действий прослеживается несколько ярусов погребений. Поэтому можно судить, что это место служило для целого ряда поколений кладбищем».
Археологические исследования, произведённые в 2010 году, позволяют предположить, что кладбищем это место стало ещё в XVI веке, а возможно и даже раньше.
Фотографии с раскопок:
Еврейское кладбище на Скулянке
Точное время основания неизвестно, но считается, что первые захоронения стали появляться тут в начале XIX века.
В 1958 г. еврейское кладбище Кишинёва было разделено на две части, одну из которых власти отвели под рыночную площадь.
В 1960-х гг. вторая часть кладбища была разрушена окончательно. На уничтоженной части был разбит парк (нынешний «Алунел»), теннисный корт, высотные жилые дома. Надгробные плиты были использованы в качестве стройматериала для ограды сохранившейся части кладбища, для ограды Центрального Православного Кладбища, Армяно-Католического кладбища, ограды военной части и др., а также ими мостили аллеи парка Алунел.
Розовым на схеме выделена уничтоженная часть кладбища, зелёным — сохранившаяся:
Уничтоженная часть кладбища, фотография 1950-х гг. Снято с нынешней ул. Каля Ешилор. На месте всех этих надгробий сейчас разбит парк «Алунел»:
В парке местами ещё можно увидеть обломки надгробий, вылезающие из-под земли:
Как было указано выше, обломки разрушенных надгробий использовали как строительный материал. Несколько таких мест (но далеко не все) можно увидеть на фотографиях:
Военное кладбище («Кладбище Героев»)
Ещё одно пятно прошлых варварских разрушений на карте Кишинёва — уничтоженное кладбище, на котором были захоронены воины различных национальностей, погибшие в Первой Мировой Войне.
Кладбище было основано в 1918 году. На нём были погребены солдаты Российской Империи, Румынского королевства, Чехии, Польши и французские воины. Была воздвигнута капелла, основание которой было восстановлено уже в наше время.
Схема с примерными границами кладбища:
Благоустройство кладбища продолжалось и в годы Второй Мировой Войны. В это время захоронения на нём возобновили, на кладбище нашли последний приют солдаты, погибшие в госпиталях города Кишинэу (советские, немецкие, румынские).
В 1942 году был воздвигнут монументальный вход с лестницей и колонами, которые сохранились до наших дней:
Фото входа на кладбище во время открытия и в наши дни:
В 1959 году кладбище сравняли с землёй и на его месте воздвигли Научно-исследовательский институт Туберкулёза:
Здание института было снесено в 2007 году. Теперь на месте бывшего кладбища — заброшенный пустырь и восстановленный фундамент часовни.
Земельный участок принадлежит частной компании, что усложняет дальнейшие процедуры по реставрации кладюища.
Чевкарское кладбище (на ул. Соколень)
Старое кладбище на Старой Почте находилось на месте домов по ул. Соколень 9, 11, 13 и также на месте дороги по ул. Соколень, (т.к. участка дороги ул. Соколень между ул. Чеукарь и ул. Дойна не было). Кладбище было не маленькое. Часть этого кладбища сохранилось вплоть до 1984 года. Как рассказывали старожилы — Ул. Г. Мадан упиралась в кладбище и тропинка через кладбище проходила там где, сейчас, проход между домами по ул. Соколень 11 и 13.
В начале 2000-х гг на месте, где было старое кладбище, освятили и поставили большой крест, на котором постоянно горят лампадки. Этот крест стоит на пересечении ул. Соколень и ул. Язулуй.
В конце 1970-х гг было объявлено о закрытии этого кладбища. И всем, кто имеет там захоронения, предложили перезахоронить их на Дойне. Для этих целей были предоставлены в пользование специализированные машины. И многие люди со Старой почты перезахоронили их со старого кладбища на новое на Дойне. А те могилы, которые остались, были постепенно (по мере постройки новых домов) уничтожены.
Кладбище на улице Куза-Водэ (Ботаника)
Это кладбище на Ботанике было уничтожено не так давно — в конце 1980-х гг.
Объявления о сносе кладбища были развешаны за год до самого разрушения. Для тех, кто хотел перенести могилы, работал трактор с ковшом. Причем на кладбище не существовало каких либо аллей — только сеть извилистых тропинок и заросли кустов сирени.
Первым на месте кладбища построили детский садик, потом пятиэтажку и, позже, девятиэтажку.
А две новых высотки возводились уже в 2000-х.
Кладбище в районе Харлампиевской церкви
Упомянем о кладбище, которое исчезло около двух веков назад.
Вот что о нём пишет И. Н. Халиппа в «Протоколах и журналах Бессарабской Ученой Архивной Комиссии» с 23 августа 1898 года по конец 1899 года:
«Ещё в первой четверти нынешнего столетия (XIX) туристы отмечали следы древнего кладбища около нынешней Свято-Харлампиевской церкви. И, вот, в первых числах марта сего 1899 года, во дворе дома Крейза, недалеко от угла, образуемого Минковской и Харлампиевской улицами (Минковская улица, д. № 4), найден совершенно ушедший в землю надмогильный камень с молдавскою надписью, гласящею: «Аиче одихнеще роаба луй Думнезеу Смарагда социе луй Щефан Полеитул л(ето) 1747», т.е. «Здесь покоится раба Божия Смарагда жена Штефана Полеита 1747 г». Благодаря содействию бывшего Полицмейстера князя Юрия Григорьевича Кантакузина, камень отобран в музей нашей Ученой Комиссии».
Речь идёт о месте на пересечении современных улиц Г. Кошбук и Александру чел Бун в самом сердце старого Кишинёва. На плане ниже чёрным прямоугольником выделено примерное место находки надгробия:
Кладбище в районе нынешних улиц Гренобля и Траян
В данном месте в XIX и начале XX веков располагались виноградники архиепископства. В 1882 году среди них была выстроена церковь. Там же обустроилось монашеское братство. Рядом было устроено кладбище.
На плане Кишинёва 1940-х гг отмечены церковь и здания монашеского братства. Дорога, проходящая из левого верхнего угла в правый нижний — это современная улица Гренобля:
На немецкой аэрофотосъёмке Кишинёва весны 1944 года отчётливо виден комплекс зданий с церковью и поодаль — территория, совпадающая по форме и размерам с указанным кладбищем:
Кладбище было уничтожено в 1969 году. Некоторые захоронения, в частности останки Иоанна Злоти, были перенесены. Останки отца Ионна Злоти сейчас покоятся в Добруже — пригороде Кишинёва. У стоянки сейчас не его могила (как указывается выше), а памятный крест с его именем.
* Материалы для статьи взяты с сайта oldchisinau.com.