(фото) Юрий Швец о старых кладбищах, неудачных примерах реставрации и шансах Молдовы стать туристической Меккой

12828564_1013204012068798_3805177182815151791_o
Фото: Источник фото: Facebook/Юрий Швец

Путешественник со стажем, историк, основатель Old Chisinau и bessarabica Юрий Швец в интервью порталу ru.diez рассказал о своем любимом Кишиневе, путешествиях по Молдове, а также о том, почему он стал искать и собирать старые снимки.

Спойлер: вы увидите великолепные фотографии, сделанных нашим героем в разных уголках страны.

О путешествиях по Молдове

Что действительно меня удивляет в моих путешествиях по нашей крохотной стране, так это то, какой она бывает разной. Условно я могу разделить Молдову на 4 региона — Центр, Север, Восток и Юг. И все они отличаются не только видами, но и людьми.

Наславча, Окницкий район. Источник фото: Facebook/Юрий Швец

Если захотите узнать, что такое Молдова, то худшее, что вы можете сделать — это составить представление об этой стране по одному лишь Кишинёву. Нужно посетить Окницу и Единец, Бендеры и Тирасполь, Комрат, Тараклию, Ниспорены и Калараш, по пути заезжая в разные сёла.

А ещё часто бывает, что два соседних села не похожи друг на друга так, будто бы расстояние между ними не 5 километров, а все 500. И это не должно пугать, ведь культурное разнообразие  — это скрытый (пока ещё) потенциал развития нашей страны.

Путешествуя по стране, я составляю параллельно две карты. На одной из них отмечены места, где я уже побывал, и их действительно очень много. Так много, что её можно использовать как почти полноценную карту достопримечательностей Молдовы. А на второй карте я отмечаю и места, куда я бы хотел попасть.

Источник фото: Facebook/Юрий Швец

О старых кладбищах и захоронениях

Еврейское кладбище в селе Вэлчинец. Источник фото: Facebook/Юрий Швец

Для подавляющего количества населённых пунктов кладбища и церкви -это единственные объекты и строения, сохранившие в себе историю этого села или города. Кладбища — это вообще настоящие музеи под открытым небом, даже своеобразная летопись.

Надгробие с выбитым на нем годом 1850 на старом и заброшенном кладбище Тринки. Источник фото: Facebook/Юрий Швец

Пройдя по старым секторам, можно составить довольно неплохое представление о том, что за люди здесь жили и как.  А церковь может многое рассказать и о нынешних жителях населённого пункта, об их ценностях и вкусах. Особенное уважение вызывают те места, где люди сохранили старые деревянные церкви, да ещё и ухаживают за ними.

О неудачных случаях реставрации

Примеров неудачной реставрации/ремонтов у нас так много, что постепенно уже перестаёшь обращать на такое особое внимание, начинаешь просто отмечать. Особенно у нас любят устанавливать пластиковые стеклопакеты на старые церкви, например. Старая деревянная церковь с ярко-белыми пластиковыми окнами выглядит крайне нелепо.

Однако самым неудачным примером реставрации я всё же назову последние работы в Бендерской крепости. Да, есть оговорки — регион особый, доступа к необходимому финансированию таких работ там нет, специалистов на месте, судя по результату, тоже нет. Но действительно, лучше бы уж ничего не трогали, а подождали бы чуть лучших времён.

Источник фото: noi.md

Если отойти от изначального стиля, то тогда это уже что угодно, только не реставрация. Идеально бы законсервировать и изыскивать возможности, средства, специалистов, издавать нужные законы, которые позволили бы сохранять объекты в их первоначальном виде или помогали восстанавливать до первоначального вида.

О любимом Кишиневе

Любимый Кишинёв — это тихая улочка в старом городе ранним майским утром или пасмурным осенним днём. Именно такой Кишинёв и вдохновляет на то, чтобы рассказывать о нём другим. И такого моего Кишинёва уже почти не осталось — только в последние годы несколько моих любимых мест кардинально изменились из-за неудачного вмешательства.

Черпать вдохновение в городе мне уже очень сложно, более того — я практически перестал гулять по его старым улицам, потому как из таких прогулок мало приятного можно для себя получить. Там исчезла старая дверь, тут изуродовали фасад, здесь вырос громадный многоэтажный дом, заслонивший при этом ещё и приятный вид на окрестности.

И этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока кишинёвцы, старые и новые,  наконец поймут следующее:

  • У города, его зданий и улиц есть своя история, которую нужно знать, ценить и хранить.
  • Город — это не просто различные строения, хаотически разбросанные по местности. Это целый комплекс, который окажется привлекательным и удобным, только будучи гармоничным. Нельзя, например, построить многоэтажного монстра посреди старого квартала. Даже если новое здание и красиво, вместе со старыми оно очень вряд ли будет гармонировать, и в результате получится страшная нелепица и уродство. Также и некоторые старые здания могут по отдельности и не представлять внешне какой-то особой архитектурной ценности, но вместе с другими более удачными зданиями той же эпохи они создадут гармоничные улочки и целые кварталы — то самое сердце и уникальный образ любого города, которое и привлекает людей.
  • Фокус гнева и недовольства горожан по поводу уродования города должен сместиться с застройщиков на чиновников и вообще местную власть. Бизнес — это почти всегда нечто обезличенное, существующее исключительно ради прибыли. Тут особой этики нет. Настоящие виновники происходящего — это чиновники,  местная власть, законодательная власть. Это их работа контролировать и не допускать подобного всеми законными путями, а если нужных законов нет — то писать и принимать их. И это всегда — конкретные люди и конкретные имена, должности и рабочие места которых зависят от выбора самих кишинёвцев.

 Нескончаемый ХХ век

Кажется, в истории Молдовы не было такого бурного периода, как прошедший XX век. Всего за какие-то сто лет здесь произошло столько всего! Войны, разруха, голод, времена определённого процветания и развития, времена упадка и хаоса, частые смены режимов, государств, идеологий — ещё наверняка есть люди, которые смогли пережить и увидеть это всё своими глазами. Такое вряд ли ещё повторится в будущем.

Личность, которая больше всего сделала для Кишинева

Тут оригинальным я не буду — Карл Шмидт. Но идеализировать и делать из него икону я бы не стал. Считаю, что немалая часть его успеха состоит и в том, что он оказался на посту Головы в нужное время и оставался на нём нужное время. Успех — это всегда результат удачного взаимодействия различных факторов и обстоятельств.

О проектах Old Chisinau и bessarabica

Для меня старые фото — это срезы истории, окна в прошлое, эмоции и мысли людей на снимках. Что-то более живое и осязаемое, чем сухие строки из трудов по истории. А учитывая частые перемены в жизни жителей нашей страны в XX веке, совсем неудивительно, что история нашего края перекраивалась многократно. Она наполнилась выдумками и перевиранием настолько, что большинство из нас попросту перестало ею интересоваться.

Отсюда и большая часть наших проблем с сохранностью культурного и исторического достояния — для подавляющего количества жителей нашей страны это достояние в виде тех же зданий и памятников не представляет никакой особой ценности, потому что они не знают про них почти ничего. Я попытался сделать свой вклад в изменение текущей ситуации путём популяризации и распространения старых фотографий и своих статей. Но больше путём фотографий, потому как читают у нас сейчас мало.

Нынешняя улица Матеевича. Источник фото: Oldchisinau

Old Chisinau — проект более старый, ему уже больше 13 лет. Это не столько фотографии, сколько форум (который, кстати, в нашу эпоху доминирования соцсетей остаётся всё ещё одним из немногих живых форумов у нас в стране), это короткие и познавательные статьи по истории Кишинёва, это старые книги и газеты.

Найти нужные фотографии там нелегко, и для этого был создан проект bessarabica, который посвящён исключительно изображениям — фотографии, карты, рисунки, то есть всё, что касается нашего края. Основные критерии отбора снимков для проекта bessarabica — это их правильная атрибуция и высокое исходное качество.

О своих фотографиях

Одно лишь наличие фотоаппарата ещё никого фотографом не сделало. Я — тот самый случай. Для меня фотография — это фиксация момента, события, вида. Если получилось красиво — замечательно, если получилось всего лишь сухо и содержательно — тоже неплохо, для меня всё равно это ценность и память.

Да и в длительных путешествиях большой фотоаппарат — это обуза, поэтому я всё чаще и чаще использую лишь возможности смартфона. В наше время и таких возможностей уже более, чем достаточно для большинства случаев и условий съёмки.

О метеорите из золота на кукурузном поле

Туристической Меккой Молдова сможет стать в случае, если на какое-нибудь наше кукурузное поле упадёт метеорит из золота и платины, образовав аккуратный и в меру большой кратер, который и можно будет показывать туристам со всего мира. Да и то далеко не факт, что мы сумеем правильно воспользоваться даже таким шансом.

Источник фото: Facebook/Юрий Швец

Что показывать туристам в наших сёлах? Разруху, неустроенность? На это тоже найдутся свои любители, но их очень мало. Хорошего вина и вкусной еды везде хватает, и этим всем лучше наслаждаться, когда за окном красиво, чисто и люди улыбаются, а дорога, по которой тебя привезли, была хорошей.

Пока доля Молдовы в международном туризме — это небольшое количество пресыщенных уже всем путешественников, которым нужна хоть такая, как у нас, но всё же экзотика. К ним можно добавить и потомков тех людей, которые были вынуждены покинуть наши земли за последний век, а в будущем — и потомков тех сотен тысяч, что покидают страну сейчас.

Пандемия – шанс для местного туризма

Из того, что заметно уже сейчас — стало значительно больше предложений от туристических компаний, да и я в своих путешествиях по стране вижу больше туристов.

Пусть всё это и от того, что другого выбора из-за закрытых границ нет, но для местного туризма появилось явно больше шансов для развития. И я тоже вношу в это свою лепту, рассказывая всем о местах, достойных посещения.

Источник фото: Facebook/Юрий Швец

Я надеюсь, что местный туризм будет иметь и положительные побочные последствия — возможно, на местах люди поймут, что старые здания (усадьбы, церкви, другое) нужно хоть просто законсервировать до лучших времён, а не продолжать растаскивать их на стройматериалы.

Надеюсь и на то, что ещё больше человек наконец увидят и обратят своё внимание на проблему мусора и свалок — местный туризм сейчас просто невозможен без созерцания и таких «красот».


Читайте нас в Telegram!

Поделиться: Share on Facebook Share on Twitter Share on Telgram
Комментарии
Читать далее
  • Новости для вас
  • Lifestyle din stânga nistrului