Первый за три года саммит нормандской четверки и первая личная встреча президентов Владимира Зеленского и Владимира Путина прошли в Париже 9 декабря, пишет korrespondent.net.
Переговорный день длился более восьми часов и завершился принятием итогового коммюнике, а также совместной пресс-конференцией лидеров Украины, Германии, Франции и России.
Итоги встречи:
Минские договоренности остаются основой работы нормандского формата, участники которого привержены их реализации. Итоги парижского саммита в нем разделены на две группы. Первая — «неотложные меры» на ближайшее время. Это прекращение огня на Донбассе и обмен пленными «всех на всех». Оба пункта должны быть реализованы до конца 2019 года.
Первым шагом обмена станет освобождение всех «установленных» лиц. Как уточнил президент Украины, пока речь идет о находящихся на Донбассе, хотя он ставил вопрос и об удерживаемых в Крыму и России лиц.
Отмечается, что международным организациям, таким как Красный Крест, должен быть предоставлен полный доступ к удерживаемым лицам. Кроме того, стороны договорились о разведении сил на трех дополнительных участках. На каких именно — пока неизвестно.
Также, участники переговоров в Минске должны в течение 30 дней найти участки для новых пунктов пересечения линии разграничения на Донбассе.
Кроме того, украинские власти должны продвигать политические меры из минских соглашений — продлить закон об особом статусе Донбассе, который должен работать на постоянной основ, а также инкорпорировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство.
Следующим шагом будет еще одна встреча в нормандском формате через четыре месяца, то есть в марте 2020 года, на которой будет обсуждаться организация местных выборов на Донбассе.
Ничего не было решено и о транзите российского газа через Украину. Как сказал Зеленский, вопрос удалось разблокировать.
«На двусторонней встрече с президентом мы говорили об этом. Мне кажется, что этот вопрос мы разблокировали. И уже на уровне советников сейчас будет обсуждаться возможность, формат, объем, цена и другие детали договора про транзит газа, потому что это очень важно для всех», — сказал Зеленский.