Врачам удалось вернуть к жизни британку, сердце которой не билось в течение шести часов. Медики назвали этот случай из ряда вон выходящим. Это самая долгая остановка сердца, когда-либо зарегистрированная в Испании, пишет BBC.
Британская гражданка Одри Шуман, постоянно живущая в Барселоне, сейчас практически полностью восстановилась и надеется к весне вновь начать ходить в походы.
В ноябре Одри вместе с мужем отправилась в пеший поход по Пиренейским горам. На высоте супруги были застигнуты снежным бураном, к которому оказались не готовы. У 34-летней Одри появились симптомы сильного переохлаждения: ей стало трудно говорить, затем — двигаться. Она упала, потеряв сознание.
Ее муж Роан запросил экстренную помощь. Но еще до прибытия спасателей состояние женщины резко ухудшилось, и Роан счел, что она умерла. Спасатели прибыли два часа спустя. К этому моменту температура тела Шуман упала до 18 градусов Цельсия.
Когда ее доставили в больницу Барселоны, она не подавала никаких признаков жизни. Однако, как рассказал ее врач Эдуард Аргудо, тот же холод высокогорья, который чуть не убил Одри Шуман, одновременно помог ей выжить.
«Она выглядела как мертвая, — рассказал медик. — Но мы знали, что на фоне гипотермии у Одри был шанс на спасение».
Гипотермия защищала ее тело и мозг от разрушения, пока она была без сознания, несмотря на то, что она же поставила ее на грань жизни и смерти.
«Если бы ее сердце остановилось на столь долгое время при обычной температуре тела, она бы умерла», — добавил он.
Врачам пришлось срочно использовать специальный аппарат ЭКМО (экстракорпоральной оксигенации), который забирает у пациента кровь, насыщает ее кислородом и затем возвращает ее в кровеносную систему пациента.
Постепенно она согрелась, и когда температура тела поднялась до 30 градусов, медики использовали дефибриллятор для восстановления сердечного ритма. От момента, когда муж вызвал спасателей, до той секунды, когда ее сердце запустили вновь, прошло шесть часов.
Шуман выписали из больницы спустя 12 дней. Переохлаждение отразилось на подвижности и чувствительности рук, но других следов перенесенной клинической смерти не наблюдается.