Одиннадцатый современный карнавал «Vara Chișinăueană» прошел в столице при поддержке Дирекции культуры примэрии муниципия Кишинэу. Это многолетний проект Студии театральной импровизации ZaO, концептуального театра, который исследует новейшие научные разработки по мифу и ритуалу и воплощает их в игре. Интересно, что в этом тонком процессе активно принимают участие зрители, не только на карнавале, но даже в драматических спектаклях.
Режиссер Владимир Шиманский, художественный руководитель ZaO-Студии, рассказал, что они начали работать над карнавальным проектом еще с 2007 года, как только театр открылся и вышел к зрителям. В том же году в День Города студия показала карнавальный спектакль-шествие «Кишиневский Декамерон». Играли 10 новелл в разных точках столицы. Так же, как в прозе Джованни Боккаччо, эти новеллы были объединены общей темой – спасения. Если в классическом «Декамероне» люди спаслись от чумы, рассказывая истории, то ZaO-Cтудия импровизировала и наблюдала за тем, как раскрывается тема спасения в драме. Ведь Покров, храмовый праздник Кишинева, тоже история о чудесном спасении целого города.
Как оказалось, выбрать для карнавала время года – не такая уж простая задача. Чтобы ее решить, в Студия сыграла этот проект в каждом сезоне. Получился настоящий марафон, 2008-й стал годом 4-х карнавалов. «Мы сыграли три дня в январе 2008-го, по пояс в снегу, его тогда щедро насыпали: хотите зиму – вот вам зима. Сыграли два дня весной, два дня летом и еще раз в День города 2008-го. И карнавал выбрал лето. Потому что это время максимального света, открытости, контакта человека и пространства. Время счастья. Постепенно центром для нас оказался июнь, праздник Троицы, когда вносят ветви ореха и траву в дома и храмы. Дом становится природой, а природа – домом. Объятие с миром, вот что такое лето. С 2009-го кишиневское лето стало карнавальным временем, так мы и назвали игру», — поясняет Владимир.
Студия работает над тем, чтобы современный карнавал жил в Кишиневе, выполняя свою главную миссию: он всегда помогал людям верить в мечту о совершенном мире. И воплощать эту мечту в реальность.
Елена Кушнир, директор театра, рассказала об удивительной истории карнавала. «Карнавал был ничем иным, как Золотым Веком на земле. Регулярно, раз в год, в карнавальный период человек и мир становились настоящими. Вместо голода — пир на весь мир. Вместо неравенства — общность. Вместо страха смерти – смех над смертью. Странное дело: все Утопии, все идеальные государства, которые придумывал человек, почему-то были ужас что такое. У всех, кого ни возьми, хоть Платона, хоть Кампанеллу. Пожалуй, карнавал единственная идиллия, которая не искажалась при переносе намерения в реальность. Но для него понадобились новые формы, меняется человек — меняется идиллия. Нет, она не становится хуже. Опять же — только лучше. Чтобы у нас не было искушения цепляться за старое.
Для своего преображения Карнавал применил древнюю мошенническую уловку — фальшивую смерть. На границе эпох он просто исчез, чтобы подчеркнуть: намерен измениться неузнаваемо, радикально, родиться заново. Исчез даже из памяти людей, лет за 50 о нем намертво забыли. Однако изначальное желание настоящего праздника, веселого непредсказуемого рая на земле – это осталось, и вот теперь современный театр во всем мире ищет новые карнавальные формы. Например, в Кишиневе идет последовательная, в том числе научная разработка нового карнавала. У ZaO-Студии есть научный консультант, доктор хабилитат Жозефина Кушнир, которая помогает нам разобраться в открытиях великого исследователя Михаила Бахтина, открывшего современности тайну карнавального Золотого Века. У Жозефины есть и свои собственные уникальные разработки по мифу о смехе. Без этих научных ориентиров мы не смогли бы войти в процесс достаточно глубоко.
Как ни странно, нигде в мире новый карнавал не разрабатывается так последовательно и долго, как в нашем городе. Гениальные творения Вячеслава Полунина, его «Карнавалы стихий» в Москве и Санкт-Петербурге, к сожалению, не продолжились в уличной форме. Энергия переместилась на сцену и в само жизненное пространство Полунина. Его обиталище во Франции, Желтая Мельница – ежедневный карнавальный локус радости и созидания. Тоже новая форма карнавала, бесценное расширение классической игры. Вместо «улица – иногда – для всех» появился «дом – постоянно – для тех, кто сумел приехать»… Учитывая, что наше время – это время индивидуальности, внутренних глубин человека, осознанного творческого поступка, такая форма карнавала просто необходима.»
Получается, что кишиневской ZaO-Cтудии удалось начать и продолжить настоящий карнавал. Эффективность у проекта очень высокая: разработаны новые карнавальные ритуалы и темы, тренинг для участия зрителей, которые играют вместе с актерами. Инициаторы этой ежегодной акции уверены, что Кишинев может стать столицей современного карнавала.
Мы привыкли думать, что карнавал – это толпы зрителей, как в Рио или в Венеции. Кишиневская игра привлекает публику, и не только местную: в этом году приехали гости из Приднестровья. Но о толпах пока речь не идет. Однако организаторов это не смущает, поскольку любой новый процесс начинается с малого, качество постепенно переходит в количество, необычное становится обычаем. Елена утверждает, что те зрители, которые приходят сейчас, это ищущие люди, разработчики по натуре, авангард, первопроходцы. Сегодня не каждый сможет выйти на улицу и сыграть спонтанный ритуал или пройти шествием в сюрреалистическом костюме, с карнавальными криками. Но со временем таких людей становится все больше.
В этом году у карнавала была особая задача — пообщаться с рекой Бык. Провести с ней игровой диалог и посмотреть, что из этого выйдет. Диалог с реальностью — творческий принцип, сформулированный тем же Бахтиным. Если я открываю настоящее, сущность в себе, то я открываю — слышу — настоящее, сущность и в других людях, и в мире. И мы можем сотрудничать, общаться, творить вместе.»Наш театр уже несколько раз играл с рекой на карнавале»Vara Chișinăueană«. Но впервые мы провели на берегу весь карнавал. Для Бычка были созданы специальные ритуалы, Дары Реке. И в долгу река не осталась. Она очень многое может! Если не верите, спуститесь под мост и посмотрите на воду. Вы увидите течение — стремительное, сильное. Душу реки не удалось уничтожить, она по-прежнему осуществляет свою главную миссию для Кишинева — дарит скорость, активность. И карнавал она тоже ускорила: словно подсказала, как включить в сложные, тонкие карнавальные ритуалы многих зрителей. Мы мечтали об этом, но отступились — не знали, как осуществить такую задачу. Это и есть главный вопрос нового карнавала: уровень ритуалов другой, непривычный, а массовость необходима. Карнавал ведь для всех. Вот с этим река и помогла. Там, на берегу, все как будто само собой сложилось.»
В здешнем карнавале зрители могут играть не только в общих ритуалах, они могут импровизировать свои собственные спонтанные мини-истории. Елена рассказала, что уже несколько лет Студия осваивает этот уникальный формат и намерена его развивать. «Карнавал — это свобода и спонтанность, но очень высокого художественного уровня. Потому что настоящее — главный принцип игры. Кое-как, лишь бы было прикольно — не изменит реальность в сторону мечты. А мы ведь этого хотим. Потому с осени ZaO-Студия будет проводить бесплатную Школу карнавала. Вот в Рио есть школы самбы, чтобы на карнавале танцевать по-настоящему. А мы даем возможность на карнавале по-настоящему играть. Искусство может заново стать для людей инструментом работы над собой, духовным приключением, ситуацией роста. Это будет не первый раз, когда карнавал поможет искусству родиться. Однажды, на заре веков, такое уже произошло».
Фото: Елена Тиунова, Наталья Петренко