«Мы должны научиться отдыхать как в Европе». Это убеждение легло в основу решения Правительства об организации Рождественской ярмарки второй год подряд. Сказано – сделано! С 15 декабря по 15 января граждане могли посетить ярмарку в европейском стиле в центре Кишинева. Но, хорошо бы, чтобы, как и в Европе, это была просто атмосфера, а не прозрачный способ использования государственных денег для организации развлечений.
В этом году на организацию ярмарки из государственного бюджета было выделено 11 млн. леев. Репортеры Ziarul de Gardă попытались выяснить, как были распределены эти деньги, сколько стоила каждая услуга и кто является экономическими агентами, с которыми государство заключило договоры. Однако ответа они пока не получили: ни от директора ГП «Moldova-Concert», непосредственного организатора ярмарки, ни от Правительства.
После того, как ZdG неоднократно просила предоставить запрошенную информацию, 15 января, в последний день Рождественской ярмарки, мы получили ответ от Правительства. Неподписанный документ имеет шапку ГП «Moldova-Concert». Он не содержит никаких ответов на вопросы и предоставляет только перечень нескольких законных положений, не давая им толкования в контексте данных, запрошенных ZdG. В ответе содержатся ссылки на Закон о доступе к информации и Закон о коммерческой тайне и упоминается, что с экономическими агентами были заключены договоры в соответствии с Законом о государственном предприятии и муниципальном предприятии, а не с Законом о государственных закупках. Наконец, нас уверили, что все данные будут предоставлены после закрытия Ярмарки.
Что известно о Ярмарке
В прошлом году Рождественская ярмарка обошлась в восемь миллионов леев. Как и кому были распределены деньги, организатор не ответил, хотя пресса запросила подробную информацию. ZdG выяснила, что охрана Ярмарки обеспечивалась за 481 тыс. леев компанией «Argus-S», аффилированной лидеру Демпартии Владимиром Плахотнюком, которая в последние годы «подписана на государственные деньги». В этом году фирма заключила договор на охранные услуги и видеонаблюдение, но Андрей Локоман не ответил на вопрос о том, как был выбран экономический агент и о сумме договора.
В этом году на Ярмарке разместилось 34 деревянных домиков. По словам отдельных торговцев, их аренда стоит более десяти тысяч леев, цена выросла по сравнению с предыдущей Ярмаркой.
Татьяна Пую, юрист, ОО «Юристы за права Человека»:
«Чиновники оперируют устаревшим законодательством и не применяют непосредственно общепризнанные стандарты доступа к информации. Например, они используют термин «официальная информация», хотя страны с развитой демократией и не только давно используют понятие «общественный интерес», «информация, представляющая общественный интерес».
Это классический случай ограничения доступа к информации, представляющей общественный интерес, потому что речь не только о простом любопытстве журналиста о том, сколько денег было потрачено, но также о праве гражданина на получение информации о том, как используются государственные деньги», – объясняет Татьяна Пую.
Что касается обоснований властей относительно «коммерческой тайны», юрист отмечает, что это положение не имеет силы, когда речь идет о договорах с государством на государственные деньги.
Татьяна Пую утверждает, что в этом случае журналисты могут обратиться в орган уголовного преследования, чтобы подать жалобу о нарушении права на доступ к информации.
«Второй способ, с помощью которого, фактически, можно обнаружить нарушение этого права, – это просто подача судебного иска. В этом случае, однако, нет никакой гарантии, что окончательное решение, до иерархически высшего суда, будет получено в течение разумного периода времени. Давайте также признаем, что через год все процедуры будут завершены, но тогда новизна темы будет исчерпана», – отмечает Татьяна Пую.
Читайте весь материал на сайте ZdG.md.