В 2025 году Молдова получит новый пакет помощи от Европейского союза (ЕС) для поддержки энергетической независимости и устойчивости страны. Размер помощи составляет 310 миллионов евро. Приднестровский регион может получить 60 миллионов только при выполнении нескольких условий. Об этом заявил премьер-министр Дорин Речан. Для чего нужны эти условия и как они могут повлиять на отношения между Тирасполем и Кишинэу? Давайте разбираться вместе.
Как ЕС поддерживает приднестровский регион во время энергетического кризиса и почему для этой помощи нужно выполнить ряд условий?
О каких условиях идет речь?
Дорин Речан отметил, что приднестровский регион должен будет выполнить следующие условия для предоставления помощи:
# обсудить и согласовать с Кишинэу способы соблюдения прав человека и основных свобод в регионе;
# постепенно привести тарифы в регионе к рыночным ценам;
# крупные экспортеры Левобережья должны будут платить за энергию по рыночным ценам;
# исключить энергоемкую промышленность из программы поддержки.
Для того, чтобы раскрыть эту тему, мы обратились к эксперту WatchDog.MD Еуджену Муравски. Он объяснил, что эти условия необходимы для того, чтобы помощь использовалась именно в тех целях, для которых она была предоставлена. Газ должен быть предназначен для людей и социальных учреждений, а не для получения прибыли холдингом «Шериф» или российскими фирмами. Ни ЕС, ни Кишинэу не заинтересованы в финансировании сепаратистского режима.
Помощь – от России или от ЕС?
Экономические и политические условия пакета помощи могут улучшить диалог между Тирасполем и Кишинэу, и, теоретически, мы можем даже увидеть прогресс в переговорах по реинтеграции.
В январе Тирасполь вел себя очень безответственно по отношению к собственному населению и очень провокационно по отношению к Кишинэу. Может быть, эти условия заставят Тирасполь быть ответственным, и он согласится сесть за стол переговоров. Мы уже видим позитивные признаки: делегация из Кишинэу проинспектировала крупные предприятия на левом берегу Днестра, приднестровский регион начал транслировать молдавский канал Moldova 1.
На данный момент между Кишинэу и Тирасполем очень напряженные отношения. Это объясняется тем, что у них разные политические интересы. Как отмечает эксперт WatchDog, никто из тираспольских «патриотов» не задался вопросом, почему «Газпром» не может осуществлять прямые поставки по трансбалканскому трубопроводу в рамках контракта с «Молдовагаз». Кишинэу не должен забывать о стратегической цели реинтеграции страны, а энергетическая политика — лишь один из факторов в этом уравнении. Он убежден, что конституционное правительство не должно допустить возобновления энергетической зависимости региона от России. Кишинэу должен контролировать энергоснабжение региона и навязать тираспольскому режиму справедливые условия.
Если Россия решит предложить приднестровскому региону реальную и законную помощь, это поможет тираспольскому режиму отказаться от европейской помощи и условий. Поэтому в интересах России было бы найти законный способ предложить газ Приднестровью — в интересах России, но не Молдовы. Даже если российский газ (или российские деньги) решит кризис в краткосрочной перспективе, это означает, что подобная ситуация может повториться в любой момент, когда Россия захочет создать проблемы для Молдовы.
Как добиться соблюдения основных прав и свобод человека в регионе?
В условиях предоставления помощи есть пункт о способах соблюдения прав человека и основных свобод в регионе. Действительно, эта проблема очень актуальна. Так как у журналистов нет свободного доступа в приднестровский регион, не говоря уже о радио- и телевещании с правого берега на левый берег Днестра. Также в регионе десятки политзаключенных, которые сидят в тюрьме за критику режима.
Тирасполь должен отказаться от так называемых законов, ограничивающих доступ людей к правосудию. Это должно стать нормой. Также ему необходимо отказаться от ограничений на свободу выражения мнений. Люди на левом берегу Днестра не должны бояться выражать свое недовольство, критиковать режим, а журналисты не должны бояться задавать неудобные вопросы. Тогда и так называемое правительство в Тирасполе окажется под давлением и будет вынуждено вести себя более ответственно. Понятно, что режим в регионе не заинтересован в демократии, но усилия Кишинэу должны быть направлены на благо жителей левобережья Днестра, а не на комфорт Гушана (владельца холдинга «Шериф»), Красносельского (так называемого президента региона) и Игнатьева (так называемого министра иностранных дел).
Что касается перехода к рыночным ценам
Эксперт отмечает, что переход к рыночным ценам будет трудным.
Я верю, что ответственные лица в Кишинэу и Брюсселе понимают это. Если так называемое правительство в Тирасполе открыто к честному диалогу, я подозреваю, что можно договориться о графике и пакете поддержки для этого перехода. Конечно, Тирасполь может потерять интерес, если Россия все же найдет способ поставлять им газ в долг. Но это не в интересах простых людей. В долгосрочной перспективе для них лучше всего реинтеграция с Молдовой: в воссоединенной Молдове их зарплаты не будут в два раза ниже, чем на правом берегу, и они будут получать такие же компенсации, как и мы.
Энергетическая безопасность региона заключается в реинтеграции — по крайней мере, на энергетическом уровне — с Молдовой.
Если энергоснабжение региона будет зависеть от прихотей Кремля, кризис может повториться в любой момент. Сейчас важно, чтобы ЕС помогал хотя бы до конца холодного сезона. Это период передышки, для диалога, переговоров, поиска решений. Да, Россия еще может прийти с газом или деньгами за газ, но это означало бы, что ни Кишинэу, ни Тирасполь не извлекли уроков из этого кризиса. Оптимальным решением было бы, чтобы энергоснабжение приднестровского региона не зависело от России, а обеспечивалось Кишинэу при поддержке Брюсселя или Киева.
Напомним, что в Молдове 16 декабря ввели чрезвычайное положение в энергетике. 1 января 2025 года истек договор между Украиной и Россией о транзите российского газа через территорию Украины. Россия не выполняет свои контрактные обязательства по поставке газа в приднестровский регион. Согласно контракту, Москва должна была поставлять газ в Тирасполь до 30 сентября 2026 года и могла бы делать это через альтернативные маршруты, такие как газопровод TurkStream. Однако никаких мер в этом направлении принято не было.
В субботу, 1 февраля, компания «Энергоком» начала поставки природного газа в приднестровский регион в рамках соглашения между правительством Республики Молдова и Европейским Союзом. Эти поставки осуществляются за счет гранта Евросоюза для предотвращения энергетического кризиса в регионе после того, как прекратились поставки российского газа.