1980–1990-е годы стали периодом глубоких изменений, которые радикально повлияли на культурную жизнь. Распад Советского Союза обострил социальные и экономические кризисы, но открыл широкие возможности для самовыражения. Люди искусства искали новые формы и смыслы, активно экспериментировали с жанрами и стилями. Кризисные условия, как известно, часто стимулируют максимально глубокий поиск искренности и свободы, что ярко проявилось в творчестве того времени.
Именно этой эпохе посвящена выставка «Ветер перемен», которая проходит в Музее истории Кишинэу. Проект разнообразно отражает темы советского прошлого, художественных поисков, а также вопросы свободы и идентичности, которые люди стремились решить в нестабильных, тяжелых условиях. В основе экспозиции — воспоминания самих мастеров, рассказы очевидцев и архивные материалы, которые помогают лучше понять процесс разрушения старых рамок и раскрытия новых возможностей.
«Без дружеских связей не формируется художественная среда…»
«Я помню, как независимая художественная среда развивалась, начиная с нулевых годов, — говорит авторка проекта «Ветер перемен», художница Татьяна Федорова. — Но для меня важно было понять, как она сформировалась, в чем ее исток. Узнать, как художники жили в 80-90-е, какие были трудности, вызовы. И в то же самое время люди почувствовали дух свободы: что он для них значил, как ощущался? Меня глубоко интересовал этот период, сотканный из противоречий, хотелось поговорить о нем со всеми участниками процесса, кого можно найти. Когда эти диалоги собираешь в нечто целое, то воспринимаешь эпоху гораздо шире, потому что тема раскрывается совершенно по-разному!»
По словам Татьяны, проект во многом развивался как коллективная инициатива, где стиль диалога и формы участия определяли сами художники. Экспозиция включает их произведения, созданные в этот переломный период, и личные воспоминания, раскрывающие глубину жизненного опыта. «Ветер перемен» одновременно формирует и выявляет коллективную память о времени и творческом процессе; дает возможность увидеть, как художники и художественные сообщества тех лет (иногда ничего не зная о деятельности друг друга) реагировали на изменения и создавали общую новую волну в искусстве.
«Один из сюжетов, который я ищу и нахожу в этих воспоминаниях — дружеские связи, поддержка и эмпатия, без которых не может сформироваться художественная среда; то, как художники поддерживали друг друга в условиях ограничений и запретов«Также стараюсь проследить и другие важные темы, например, отношения между официальной и неофициальной культурой в Советском Союзе. В период либерализации было множество новых процессов! Художники начали искать альтернативные места для выставок, устраивать групповые выставки на улицах и проводить коллективные хеппенинги. Вместе с альтернативной выставочной деятельностью стали складываться художественные группы и сообщества — “Фантом”, Zece. Развивались художественные мастерские на Скулянке — колыбель неофициальной культуры. В этих мастерских возник творческий тандем Николая Искимжи и Валерия Мошкова. Их совместное произведение «Ржа в Чинах» — уникальная скульптурно-пространственная композиция на открытом воздухе. Если обобщить, основной фокус внимания проекта — время и то, как художники официальной и неофициальной культуры реагировали на политические и социальные изменения. Для меня важно увидеть художественный процесс в целом» — отмечает Татьяна.
Она добавляет: «Также стараюсь проследить и другие важные темы, например, отношения между официальной и неофициальной культурой в Советском Союзе. В период либерализации было множество новых процессов! Художники начали искать альтернативные места для выставок, устраивать групповые выставки на улицах и проводить коллективные хеппенинги. Вместе с альтернативной выставочной деятельностью стали складываться художественные группы и сообщества — “Фантом”, Zece. Развивались художественные мастерские на Скулянке — колыбель неофициальной культуры. В этих мастерских возник творческий тандем Николая Искимжи и Валерия Мошкова. Их совместное произведение «Ржа в Чинах» — уникальная скульптурно-пространственная композиция на открытом воздухе. Если обобщить, основной фокус внимания проекта — время и то, как художники официальной и неофициальной культуры реагировали на политические и социальные изменения. Для меня важно увидеть художественный процесс в целом.»
Согласно концепции Татьяны, выставка «Ветер перемен» работает не только как экспозиция. Это и читальный зал в виде «раскрытой книги» — уютной лаконичной инсталляции, где можно углубиться в искренние мемуарные тексты, и творческая лаборатория по осмыслению прошлого. Визуальный материал, представленный на выставке, напрямую связан с личными историями художников. Именно на основе собранных интервью и рассказов создавалась выставочная композиционная структура. По книжному принципу инсталляция разделена на пять глав, каждая из которых посвящена своей теме или истории.
Выставка является частью арт-проекта «Ветер перемен», который включает в себя разнообразные события. Планируется в ближайшее время издать художественно-документальный сборник интервью и выдержек из личных архивов. Также в структуру проекта органично вошли возобновленные хэппенинги, которые, как ни странно, осуществлялись в Кишинэу даже до распада СССР.
Осенний перформанс
Выставка открылась представлением Студии театральной импровизации ZaO. У подножия Башни актеры сыграли два ритуала, разработанные режиссером Еленой Кушнир. Один из них, «Шест», стал в 1986 году первым хэппенингом на кишиневских улицах (о том, как это было, Елена рассказала забавную историю в тексте, представленном на выставке). Второй ритуал, «Другое Небо», родом из нового ZaO-карнавала в Кишиневе. Разные эпохи — словно два берега Реки Времени, которую и обозначили игровые акты. В паузе между ними эту невидимую Реку актеры очищали спонтанным пением, создавая другой образ 90-х, каким он виделся тогда и каким в идеале мог быть: свобода на духовном и жизненном уровне, не омраченная бедами и испытаниями. После завершения перформанса бамбуковый Шест, давний инструмент ZaO-игры, «взлетел» на смотровую площадку Башни — его поместили в экспозицию как артефакт первых кишиневских хэппенингов.
«Прекрасная сегодняшняя молодежь, как правило, мало что знает о 90-х, а ведь она связана с этим периодом, поскольку родилась на свет поблизости от него, — говорит Елена Кушнир. — У молодых практически нет навыка преодоления духовных ограничений. Они пришли в мир, который был как бы свободен духовно и ментально. Им даже трудно объяснить, что такое запрет на свободу духа, но опыт преодоления такого запрета необходимо передать. Нельзя, чтобы люди об этом не знали, поскольку сейчас есть другие формы потери внутренней свободы. Опыт преодоления зла тоже бывает разный. Художники — герои выставки «Ветер перемен» — не устраивали демонстрации, не выходили на прямое противостояние с властью. Они формировали в своем внутреннем мире прорыв, который в конечном счете произошел вовне.
По моему ощущению, выставка ценна тем, что она подходит к времени с глубоко человеческой точки зрения. Это бережное собирание воспоминаний, эмоций. Драгоценная коллекция чувств. Передача навыка духовной свободы через одно поколение, через два поколения… головокружительный пас.»
«Коровы на Башне», интерактив и многое другое
Замысел необычной выставки, которая живет своей собственной жизнью, предлагая не только информацию, но и разные возможности творчества, действительно удается воплотить. Экспозиция изменяется, включая в себя новые работы и процессы. В начале ноября художник Игорь Щербина (Фазя) по предложению Татьяны Федоровой провел в осеннем лесу хэппенинг «Грибы — наши друзья», который впервые состоялся в 90-е. Этот веселый квест — игровая коммуникация с природой — оставил свой след на выставке в виде забавного набора открыток с «портретами грибов» в исполнении Фази.
На выставке представлены работы Глебуса Саинчука, Михая Цэруша, Павла Брэилы, Михаила Бруни, Ликэ Саинчука и Марка Верлана. Также есть уникальная возможность увидеть раннюю картину Александра Тинея, известного молдавского живописца, проживающего в Будапеште. Художник Ликэ Саинчук предоставил для экспозиции работу своего отца, Глебуса Саинчука: это маска поэта Наума Коржавина. Вы также можете увидеть на вершине Башни небольшое стадо фантастических коров — это рисунки из коллекции Мастера Глебуса. Саинчук просил маленьких посетителей его мастерской и многих других, с кем он общался, нарисовать корову… такой, какой они ее видят. Сохранились сотни рисунков,сделанных несколькими поколениями. По словам Татьяны Федоровой, это коллективное творчество можно рассматривать как одну из ранних партисипативных практик в Молдове.
«Ветер перемен» — интерактивный процесс: Татьяна проводит на выставке творческие встречи со зрителями и приглашает молодых художников создавать творческие работы, которые станут нелинейным откликом на тему 90-х. Эти работы будут включены в мобильную экспозицию Музея. А зрители могут предложить для выставки свои воспоминания или артефакты эпохи, которые соответствуют теме проекта.
Посетить выставку можно в Музее истории Кишинэу (ул. Алексей Матеевич, 60A) до конца ноября. Приглашаем на творческие встречи с автором проекта Татьяной Федоровой 28 ноября (12.00-14.00) и 30 ноября (15.00-17.00).
Участники вставки: Михай Цэруш, Стефан Садовников, Ликэ Саинчук, Юрий Хоровский, Михаил Бруня, Виктор Кузьменко, Валерий Мошков, Михаил Шевелькин, Марк Верлан, Лидия Мудрак, Олег Тюлёв, Елена Кушнир, Валентина Бобокова, Игорь Щербина, Павел Брэила, Василий Рацэ, Александр Тиней, Виктор Гуцу, Вячеслав Друцэ.
Выставка «Ветер перемен» являются частью проекта Biroul Nomad de Cercetare în Artă, финансируемого правительством Швейцарии.