Примэрия Кишинэу утвердила 10 апреля 2023 года, программу культурно-коммеморативных мероприятий, посвященных 120-летию кишиневского погрома. Эта деятельность осуществляется в соответствии с Программой культурных и художественных мероприятий на 2023 год Управления культуры муниципия Кишинэу в сотрудничестве с еврейской общиной Республики Молдова. В этой связи, мы решили кратко рассказать о Кишиневском погроме, ставшим темной страницей в истории Кишинэу, приведшему к первой алие евреев в Палестину.
Кишинэу стал процветающим еврейским центром в XVIII веке, когда растущая экономика открыла новые коммерческие и промышленные возможности для его жителей и для приезжих, являясь важным городом на пути от Одессы в сторону Черновцов и Ясс.
На рубеже веков евреям принадлежали десятки фабрик, на которых работали тысячи еврейских рабочих; существовало 16 еврейских школ с 2100 учениками и 70 синагог.
Однако, в 1903 году, еврейский погром стал точкой невозврата для всех жителей города.
Кишиневский погром, произошедший 20-21 апреля, 1903 года, является одним из самых печально-известных погромов в Российской империи. Важнейшим аспектом этого печального события, стал факт полного равнодушия и бездействия местных властей, имевших все рычаги для того чтобы остановить и не допустить погрома.
Причиной кишиневского погрома, стало убийство в Дубоссарах четырнадцатилетнего подростка за два месяца до трагических событий, который сначала исчез, а потом был найден убитым. Единственная издававшаяся ежедневная кишинёвская газета «Бессарабец», возглавляемая известным антисемитом П. А. Крушеваном, стала обсуждать возможную ритуальную подоплёку этого убийства и занялась перепечаткой циркулировавших среди населения Дубоссар слухов, поддерживавших эту версию. В частности, сообщалось, что труп был найден с зашитыми глазами, ушами и ртом, надрезами на венах и следами верёвок на руках. Выдвигалось предположение, что подросток был похищен и обескровлен евреями с целью использования его крови в ритуальных целях.
В одной из статей писалось, что один из убийц-евреев был уже пойман и рассказал о деталях преступления. Статьи вызвали волнения среди жителей города и усилили существовавшие предрассудки и суеверия против евреев. Появились опасения, что подобное убийство может произойти и в Кишинёве.
Здесь однако стоит отметить факт того, что антисемитские настроения будоражили всю Российскую империю, в особенности нееврейское население крупных городов и сел в черте оседлости, которые питали к евреям значительную неприязнь, основанную на их религиозном различии, более закрытом образе жизни, а также ненависти к более высокому уровню жизни, основанному, по мнению населения, на повсеместных обманах при гешефтах.
По требованию следователя, установившего к тому времени отсутствие ритуального характера убийства (настоящий убийца был найден позднее — мальчика убил его дядя из-за наследства), в «Бессарабце» было опубликовано официальное опровержение напечатанных ранее домыслов. Однако это не успокоило волнения — многие горожане сочли данное опрвержение попыткой властей скрыть преступление под давлением евреев-сионистов.
Тем временем в городе прошёл слух, что царь, Николай 2й, лично издал секретный указ, разрешающий грабить и избивать евреев в течение трёх дней после Пасхи. За неделю до праздника в общественных местах города появились листовки, которые повторяли напечатанную ранее в «Бессарабце» антисемитскую клевету и призывали добропорядочных христиан к действиям против евреев во имя царя.
Встревоженная взрывоопасной атмосферой в городе еврейская община направила делегацию к губернской администрации с просьбой о помощи и защите, а также к епископу Кишинёвскому и Хотинскому Иакову с просьбой публично выступить против кровавого навета и успокоить волнения.
Делегации были приняты и доброжелательно выслушаны, однако каких-либо значительных действий со стороны администрации и духовенства не последовало. Если бессарабский губернатор В. С. Раабен всё же приказал несколько усилить патрули в городе на время пасхальных праздников, то митрополит Иаков никаких мер не принял и впоследствии высказался, что «бессмысленно отрицать тот факт», что еврейская секта «Хузид»(Ультра-религиозных евреев) практикует питьё христианской крови втайне от своих собратьев по религии.
В воскресенье днём 19 апреля 1903 года — на последний день еврейской Пасхи и в первый день Пасхи православной — из толпы, собравшейся на площади, полетели первые камни в еврейские дома. «Неприятие полицией энергичных мер к немедленному подавлению беспорядков» повело к разгрому двух еврейских лавок и нескольких рундуков. К вечеру всё затихло, и ночь прошла спокойно. Полиция арестовала 60 человек. На улицы вывели воинские патрули из гарнизона, но никаких приказов солдаты не получили. Кишинёвский губернатор и прочие высшие должностные лица своим бездействием фактически поощрили продолжение погрома.
На следующий день 20 апреля весть о начале беспорядков в городе быстро достигла предместий. Евреи, почувствовав растерянность власти, решили прибегнуть к самозащите: «Вчера вы русских не разгоняли, сегодня мы сами будем защищаться». На Новом базаре «собралось человек свыше 100 евреев, вооружённых для самозащиты дрючками, кольями и некоторые даже ружьями, из которых по временам стреляли», некоторые «имели при себе… и бутылки с серной кислотой, коей они и плескали в проходящих христиан».
Нераспорядительность полиции породила новые слухи о том, что правительство разрешило бить евреев, так как они являются врагами отечества. «Евреи, опасаясь за свою жизнь и имущество, окончательно растерялись и вооружившись револьверами, прибегли к неумелой самозащите и начали стрелять в громил. Это вызвало дикий разгул страстей. Толпа громил озверела, и всюду, где раздавались выстрелы, она немедленно врывалась и разносила всё вдребезги, чиня насилия над попадавшимися там евреями. Роковым для евреев было убийство русского мальчика. К часу дня насилия над евреями принимали всё более и более тяжёлый характер, сопровождаясь «целым рядом убийств».
К двум — трём часам дня погром охватил большую часть города. Полиция даже не пыталась остановить толпу: «нижние чины полиции, в большинстве случаев, оставались лишь немыми зрителями погрома».
В три с половиной часа того же дня, губернатор Раабен передал командование начальнику гарнизона генералу Бекману «с правом употребления оружия». Солдатам гарнизона были розданы патроны, войска произвели массовые аресты погромщиков и погром был подавлен буквально за считанные часы.
Согласно данным Еврейской энциклопедии, в результате погрома погибли 49 человек, 586 были ранены, были разрушены более 1500 домов (более трети от всех домовладений Кишинёва).
Власти арестовали свыше 800 погромщиков, около 300 из них были преданы суду, проходившему в закрытом режиме. Некоторых приговорили к различным срокам каторжных работ, тюремному заключению. Часть погромщиков была оправдана. Был уволен со своего поста губернатор края Рудольф фон Раабен.
Погром в Кишиневе стал поворотным пунктом в общественном мнении евреев. Наблюдалось дальнейшее усиление волн эмиграции евреев из Восточной Европы в Америку, а также увеличение эмиграции в Палестину (Эрец Израиль). В Соединенных Штатах мотивация местных еврейских общин, хорошо ассимилированной части, близкой к реформаторским и консервативным течениям, возросла, чтобы помочь евреям Российской империи и их эмиграции, несмотря на различия в религиозных и культурных обрядах.
После погрома в Кишиневе Теодор Герцль, основатель и лидер сионистского движения, был убежден в срочной необходимости найти территорию для создания еврейского государства.
19 октября 1905 года в Кишиневе вспыхнул новый погром. На этот раз около 200 евреев объединились в группы самообороны, но только у половины из них были пистолеты. В этом погроме было убито 19 евреев, ранено 56, некоторые из них скончавшись позднее.