(фото) Большие проблемы решаются когда они еще маленькие. История центра раннего вмешательства Криулень

main

«Я шучу и говорю ей, что однажды найду ее на доме» — говорит Лилия. Она говорит о Лейле, своей дочке 2 лет и 6 месяцев — чрезвычайно любопытный ребенок, энергичный и интересующийся абсолютно всем, что она видит вокруг себя. Я встретила их обеих в Центре раннего вмешательства в Криулень. Лилия привела своего ребенка на первичную оценку, которую проводила команда из нескольких специалистов. Цель этой оценки — проверить уровень развития девочки со всех точек зрения: когнитивной, социальной, эмоциональной. 

Гиперактивность ребенка побудила ее переступить порог Центра. «Она слишком активна. Не сидит на месте и двух минут. Когда я хочу читать ей сказки, она все равно не успокаивается. Она лазает везде, все хочет знать, безмерно любит внимание…» — говорит Лилия, мама четырех детей.

 

Как проводится первичная оценка

 

Первичная оценка проводится в просторной, дружественной для детей комнате. Помещение наполнено цветом и всяческими игрушками. Педиатр и психолог Центра раннего вмешательства Криулень привлекают Лейлу к различным занятиям. Предлагают ей рисовать, просят считать, спрашивают, как зовут ее маму, потом просят имитировать заваривание чая с помощью игрушечных чайника и чашек.

 

 

Все это время специалисты задают Лилии несколько вопросов о распорядке дня девочки: хорошо ли она спит и ест, умеет ли сама одеваться или раздеваться, общительна ли она, как она общается с окружающими и множество других деталей, призванных обозначить приобретенные навыки девочки до этого возраста.

По прошествии более двух часов, сколько обычно длится такая первичная процедура оценки, Лилия узнает, что ее девочка развивается в соответствии с возрастом, абсолютно нормально, а в некоторых аспектах даже более развита. Лилия облегченно вздыхает.

 

 

Говорит, что она так озабочена, потому что у ее первого ребенка особые потребности. «Моему мальчику сейчас 16 лет. Помню, когда я родила, была напугана и ничего не понимала из того, что со мной происходило. Центр раннего вмешательства в Криулень жизненно необходим, обязателен, это как потребность в кислороде, поверьте! Родителям нужна большая поддержка, помощь, объяснения, ясность. И очень важно научиться быть психологически спокойным. Чем спокойнее будут родители, тем лучше результаты будут у детей» — говорит Лилия. Первичная оценка ребенка — это первый этап в ряде услуг, предоставляемых Центром раннего вмешательства в Криулень.

 

 

Значимость раннего вмешательства для детей

 

Концепция раннего вмешательства включает в себя выявление задержек в развитии детей как можно ранее, чтобы предотвратить их ухудшение, а также для их исправления. 

Подобные программы раннего вмешательства созданы, чтобы помочь ребенку в максимальном раскрытии его потенциала для физического, когнитивного, социально-аффективного, коммуникативного, адаптивного развития путем предоставления услуг коррекции логопедии, кинетотерапии, психолого-педагогических, психологических услуг и т.д. Ребенок, который вовремя получает специализированную помощь, повышает уровень своего развития, а его зависимость от социальных учреждений снижается. В то же время данный вид услуг напрямую способствует улучшению отношения родителей к себе самим и к своему ребенку. Взрослые лучше понимают ситуацию ребенка и узнают, как обеспечить необходимый уход и как работать с ним, чтобы помочь ему в процессе выздоровления и развития.
В результате увеличиваются шансы на то, что в будущем ребенок продолжит свое образование, будет развиваться, интегрироваться в сообщество и найдет работу, чтобы жить так, как он того желает.

 

Родители отрицают проблемы развития своих детей

 

Центр раннего вмешательства Криулень — это проект, разработанный и реализуемый Общественной Ассоциацией «Женщина и ребенок — защита и поддержка/ЖРЗП (Femeia și Copilul – Protecție și Sprijin/FCPS)» в партнерстве с Городским центром здоровья и Районным Советом. 

Бенефициарами центра являются дети до 3 лет, у которых есть физические, когнитивные, нейропсихические нарушения развития, проблемы с общением, адаптации или которые подвержены риску проявления этих проблем позже. В равной степени поддержку получают и родители малышей, которым часто бывает трудно принять идею, что у их малышей особые потребности.

 

 

Руководитель проекта, Инна Казаку объясняет, каким образом родители и дети получают пользу от услуг центра. «У нас есть как минимум два пути. Первый путь относится к семейному врачу, который направляет в наш центр, если во время консультации обнаруживает риск инвалидности. Второй путь — выбор родителя, который может заметить нарушение в развитии ребенка. Тогда он может прийти к нам напрямую, без направления от семейного врача. Мы приветствуем их с открытыми объятиями» — отмечает Инна Казаку. 

В центре работает команда специалистов: психолог, невролог, педиатр, кинетотерапевт, психопедагог и логопед. Первый этап, который проходит ребенок в центре, это первичная оценка. В зависимости от случая и потребностей малыша, эта оценка проводится всей командой специалистов или только некоторыми из них. «При первичной оценке присутствие родителей очень важно, потому что они предоставляют нам большую часть информации, связанную с поведением ребенка. Эта оценка длится около 2,5 часов и, если будет установлено, что действительно есть проблемы — мы приступаем к разработке индивидуального плана вмешательства для каждого ребенка, на основании выявленных потребностей» — поясняет Инна Казаку.

 

 

Раннее вмешательство предназначено для развития родительских навыков и расширения прав и возможностей детей. «Мы ориентируемся в основном на родителей, чтобы они поняли, приняли трудности ребенка, преодолели состояние отрицания. Мы не занимаемся ежедневной реабилитацией, мы расширяем возможности и развиваем навыки родителей, чтобы они могли работать дома со своими детьми» — говорит руководитель проекта. 

Поэтому, прежде чем начинать реабилитацию детей, необходимо вмешаться в случае взрослых. «Часто родители не осознают проблему ребенка до 3 лет. Они часто говорят себе, что, если они не говорили до сих пор, ничего — начнут говорить позже, находясь под влиянием того, что они слышат в обществе, от родственников и друзей. Таким образом, психолог центра работает напрямую с родителями, чтобы они поняли, что необходимо воздействовать как можно раньше» — подчеркивает Ина Казаку.

 

Светлые и просторные помещения для детей

 

Центр раннего вмешательства предназначен для жителей Криулянского и Дубоссарского районов. Он располагает отдельным помещением площадью около 165 м2, которое фактически является пристройкой центра здоровья Криулень. Общественная Ассоциация «Женщина и Ребенок — Защита и Поддержка» получила грант на сумму около 50 000 евро от Фонда Сороса в Молдове, и эти деньги были использованы для превращения пристройки в гостеприимное и полезное место для нужд бенефициаров. 

Таким образом, пространство охватывает помещения, специально предназначенные для деятельности специалистов центра: общая игровая комната, приемный холл, кабинет психолога, кабинет психопедагога, кабинет кинетотерапевта и кабинет логопеда. Все эти помещения оснащены специализированным оборудованием, необходимым для проведения сеансов различных форм терапии.

 

 

На ремонтные работы, реконструкцию и обустройство центра, Криулянский Районный Совет выделил 300 тысяч леев, а Центр здоровья — 35 тысяч леев. В то же время, АО «Женщина и Ребенок — Защита и Поддержка» собрало более 79 тысяч леев от граждан.

 

Премьера для востока страны

 

Согласно данным, представленным в отчете Министерства Здравоохранения, Труда и Социальной Защиты, на 1.01.2020, общее количество лиц с ограниченными возможностями в Республике Молдова составило 176 100 человек, из которых 10700 — дети, что на 3 500 человек меньше, чем в 2017 году. Таким образом, число детей с ограниченными возможностями составляет 1,6% от общего числа несовершеннолетних в нашей стране. Большинство из них проживает в сельской местности.

По данным Национального Бюро Статистики, население Криулянского и Дубоссарского районов составляет около 108 тысяч лиц. Из них около 54 000 — дети и подростки в возрасте от 0 до 17 лет.

 

 

«Создание центра — это моя мечта с 2013 года. В Криулянском и Дубоэссарском районах таких возможностей не было. Мы знаем, как было трудно родителям из сельской местности добираться до места, где они могли бы получить специализированную помощь для своих детей. Было много работы, но у нас были надежные партнеры. Здесь работает команда очень хороших специалистов с большим сердцем, которые действительно хотят изменить общество, помочь» — говорит Виолета Панько, руководитель Центра здоровья Криулень.

 

Зигзаги и круги

 

Родитель никогда не должен говорить «ничего… пройдет» — предупреждает педиатр Центра раннего вмешательства в Криулень, Мария Мошнегуц.  «Чем раньше родители обратятся и при необходимости вмешаются специалисты, тем раньше ребенок достигнет максимального потенциала развития» — продолжает она. 

Специалист приводит несколько любопытных подробностей о методах, применяемых на практике при первичной оценке детей, впервые поступающих в центр. «С помощью простого рисунка мы можем увидеть, хорошо ли развивается ребенок с когнитивной точки зрения. Если дать ребенку 8-9 месяцев лист бумаги и ручку, он будет рисовать зигзаги. Это соответствует возрасту, потому что на этом этапе дети не могут нарисовать ничего другого. Но если в 3–4 года ребенок все еще рисует зигзаги, это означает, что у него есть недостатки в когнитивном развитии, а если он делает спирали, круги или другие геометрические фигуры, значит, он развивается согласно возрасту» — поясняет педиатр.

 


Не менее важно и актуально то, как ребенок играет и как он использует окружающие его предметы. «Я имею в виду сенсорную и имитационную игру: в возрасте одного и более года, если вы дадите ему игрушку, он будет играть с ней особым образом: он засунет ее в рот, будет ее трясти, чтобы она издавала звуки, он будет бить ею по поверхности, будет смотреть на нее, то есть, он будет открывать для себя игрушку. Если вы дадите игрушку 2-х летнему ребенку, он не будет класть ее в рот и не будет использовать ее как 8-и месячный ребенок. Он прибегнет к подражательной игре.  То есть он может представить, например, что его игрушка — это телефон или другой предмет.  Такой подход означает, что у него очень хорошее когнитивное развитие» — поясняет педиатр.

«В первые 3 года жизни мозг обладает огромной пластичностью. В этот период легко изменить поведение, решить проблемы, поэтому раннее вмешательство так важно» — добавляет Мария Мошнегуц.

 

Отношение мама — ребенок

 

Еще одним очень важным элементом, которым руководствуются специалисты при первичной оценке, являются отношения между родителями и детьми. «В целом, если ребенок недостаточно близко общался с матерью, могут возникнуть проблемы с развитием. Во время оценки мы обращаем внимание на то, как ребенок ведет себя по отношению к матери. Нормальным образом он будет ее искать взглядом, ему захочется чувствовать себя в безопасности. Даже если он сосредоточен на игре, он будет время от времени останавливаться, чтобы установить контакт со своим родителем» — отмечает Мариана Цуркан, психолог Центра раннего вмешательства Криулень.  

«Мы задаем много вопросов родителям, потому что именно они проводят с ребенком 24 часа в сутки и лучше всех знают особенности поведения.  Кроме того, мы приглашаем ребенка поиграть, у нас есть разные вызовы для ребенка, чтобы иметь возможность проследить за его реакциями, мы инициируем игру, видим если он сотрудничает, есть ли имитационная игра, разделяет ли он эмоции и проявляет ли сочувствие» — добавляет Мариана.

 

 

Оба специалиста обращают внимание на разрушительный эффект, который оказывают на развитие ребенка технологии. Они рассказывают, как ребенок, который к одному году прекрасно развивался, может регрессировать, если родители начинают позволять ему часами смотреть видео на экране телефона или телевизора.

«Технологии останавливают когнитивное развитие ребенка, а состояние ребенка становится похожим на аутизм. Есть дети, которые перестают как-то развиваться с момента знакомства с технологией. Происходит блокировка. В этом случае мы рекомендуем детоксикацию от технологий: без экранов, без телевизора и телефона» — поясняют специалисты.

 

«Здесь я узнаю, как управлять ситуацию в моей семье»

 

Анна — молодая мать трех девочек. Уже некоторое время она ходит в Центр раннего вмешательства с одной из девочек, у которой есть особые потребности. «Мы приходим к кинетотерапевту и к логопеду. Она начал произносить несколько звуков. Может что-то произносить, и мне хочется, чтобы она могла хоть немного говорить, чтобы справляться…» — рассказывает Анна.

 

 

Кинетотерапевт учит Анну, какие упражнения делать с девочкой дома. «Мне нужно знать, как с ней работать. Учитывая ее состояние, есть процедуры, движения, запрещенные упражнения.  Кинетотерапевт направляет меня и показывает, где ее мышцы более напряжены, в каких частях тела мне нужно работать больше, а где меньше…» — говорит она. 

Женщина говорит, что в центре она нашла ответы на многие свои вопросы. «Здесь я нашла информацию. Именно здесь я узнаю, как управлять ситуацией в моей семье и к каким полезным занятиям я могу привлечь мою девочку, чтобы она развивалась как можно более гармонично…» — уточняет Ана. 

Эта статья опубликована в рамках проекта «Улучшение социальных услуг через устойчивое партнерство между гражданским обществом и правительством». Проект финансируется Европейским Союзом, софинансируется и реализуется Фондом Сороса в Молдове в партнерстве с Ассоциацией Keystone Moldova, Альянсом НПО, действующих в области социальной защиты детей и семей, и Альянсом организаций лиц с ограниченными возможностями в Молдове.

Авторка: Дойна Стимповски

Поделиться: Share on Facebook Share on Twitter Share on Telgram
Комментарии
  • Новости для вас
  • Lifestyle din stânga nistrului