(лонгрид) «Я ни о чем не жалею». Пандемия VS Аборты

Untitled-2

Анне 24 года, у нее есть молодой человек, и они планировали в этом году перебраться в Италию. Там живет мама ее парня Владимира, она помогла бы им с обустройством — в общем, это казалось вполне даже перспективной идеей. Однако в их планы на жизнь вторглась пандемия. Но это еще не все. В конце марта Анна узнала, что ждет ребенка.

«Не могу сказать, что я расстроилась…больше испугалась. До этого я не работала, а мой парень уволился, так как в начале апреля мы собирались уже попрощаться с Молдовой. Просто оба сошлись на том, что слишком молоды для этого, и у нас обязательно еще будут дети, но не сейчас. Тут стало еще страшнее, так как абсолютно все у нас закрыли…Куда пойти? К кому обратиться? Что делать? Хорошо, хоть мой парень меня поддерживал…трудности, знаете, хорошая проверка».

В первую очередь Анна начала «гуглить информацию». В больницу идти было страшно. В таком ритме и не особо понятном состоянии прошла, наверное, неделя: «На тот момент мне было психологически очень сложно. Почти все время лежала в постели, не хотелось ничего делать и никого видеть, раздражалась по пустякам. Я осознавала ситуацию, но как маленький ребенок надеялась, что все каким-то магическим образом разрешиться само собой».

«Фактор нестабильности процентов на 80% влияет на принятие решения женщиной, в случае, если есть сомнения оставлять ребенка или нет. Это та самая тревога и паника, которая заполняет все внутри. Еще и все переживания сопровождаются глубочайшим чувством стыда. Ведь, часть общества считает аборт убийством», — говорит психолог центра психологического консультирования медицинского института Ирина Дворнина. Она  утверждает, что во время пандемии у большинства людей изменился жизненный уклад. «Больше всего вырос уровень тревожности, общие страхи, нервозность, а вдобавок — неопределенность. Это самое страшное для человека, когда мы не знаем, что будет».

 Переход на «дистанционку»

Ковид ограничил доступ молдавских женщин к ряду медицинский услуг, в том числе и к абортам. Из-за карантина многие оказались заблокированы дома, без доступа к необходимым услугам.

«В какой-то момент, мы оказались все закрытыми в квартирах, домах, селах, районах. Женщина не могла никуда обратиться, а у нее положительный тест на беременность. Еще и многие остались без работы. Вот такая ситуация была в первые месяцы пандемии, нам звонили женщины, которые были изолированы в каких-то селах из-за карантина, — рассказывает акушер-гинеколог и директор CIDSR Родика Комендант. — Приоритет был — пандемия. Это объяснимо, но другие области медицины, на мой взгляд, не должны были так игнорироваться, потому что коронавирус не остановил заболевания у целого ряда людей. Не осталось ни одной больницы, которая бы была безопасной зоной, куда могли бы обращаться люди».

В начале пандемии Обучающий Центр по Репродуктивному Здоровью Республики Молдова (CIDSR) запустил первую в стране дистанционно управляемую службу медикаментозного аборта с помощью телемедицины. Этот метод рекомендовала Всемирная Организация Здравоохранения во время пандемии COVID-19.

Гинеколог Центра здоровья молодежи Neovita Галина Лешко, считает, что важную роль играет именно доабортное консультирование: «Аборт – это последнее, что может произойти в цепи контроля рождаемости. Он включает в себя очень много компонентов: и психологический момент, и моральный, и этический и медицинский, и физический. Но есть разные ситуации в жизни, нужно знать, что такая альтернатива существует, как последняя из возможных. Роль врача при доабортном консультировании – очень правильно информировать женщину. Основной субъект принятия решения – это женщина, а доктор только предоставляет информацию, чтобы женщина приняла для себя наиболее безопасное решение».

Процедура медикаментозного аборта с помощью телемедицины состоит из нескольких этапов:

# Пациентка заходит на специально созданную платформу, чтобы подтвердить беременность с помощью теста и рассчитать срок;

# Затем гинеколог проводит по телефону или видеосвязи консультацию;

# На основании заранее отправленного врачом рецепта, пациентка покупает в аптеке необходимые лекарства. Если аптеки в населенном пункте, где она проживает, нет, то лекарства отправляют по почте. Во время приема препарата пациент может связаться с врачом, чтобы задать ему уточняющие вопросы.

# Далее через 1- 2 недели врач узнает завершен аборт или нет, а через четыре недели пациентка проведет повторный тест на беременность для окончательной оценки.

Директор CIDSR Родика Комендант отметила, что программа «телеабортов» продлится до 2021 года. На данный момент, услугой воспользовались сотни женщин, хотя изначально она была рассчитана на 100. Более точные цифры будут представлены по завершению проекта.

«Запреты были сняты довольно быстро, и женщинам стало полегче обращаться куда-то. Но даже сегодня многие знают, что обращение в любые поликлиники, где большой наплыв людей — это всегда риск заразиться. А из-за большого наплыва людей в медицинских учреждениях нужно заранее записываться. И женщины жалуются, что ждут приема по две недели. Проект закончится в сентябре 2021 года. Тогда будем думать, как это более серьезно распространить на национальном уровне. Потому что сейчас это — Кишинев и больше север», — отметила директор CIDSR.

У женщин есть еще одна альтернатива – частные клиники, но не каждому по карману процедуры в приватных учреждениях. Так как услуга может обойтись от 2 000 до 4 000 леев.

Право на легальный и безопасный аборт

В Молдове сегодня проводят два вида прерывания беременности: хирургический и медикаментозный. Право женщин на безопасный аборт гарантируется законом. Каждая женщина старше 16 лет имеет право прервать беременность по ее желанию, при сроке до 12 недель. Подросткам в возрасте до 16 лет необходимо согласие родителей или законных представителей. После 12 недель и до 21 недели существует список медико-социальных показаний Министерства Здравоохранения РМ, по которым можно получить разрешение на поздний аборт.

Кроме того, в республике был пересмотрен нормативный акт министерства здравоохранения, труда и социальной защиты по проведению безопасного аборта. Таким образом, у нас разрешены аборты и на более поздних сроках при наличии аномалий развития плода.

«Прерывать на 21 неделе беременность очень жалко, потому что диагноз может быть неточным. Есть случаи, когда нужно повторить несколько раз одно и то же обследование. Зачастую эта ситуация может быть временной, самоизлечиться. Значит, можно было дать шанс. А бывает и наоборот – невозможно увидеть в 21-22 недели какие-либо пороки. Это позволило женщинам с неясным диагнозом прерывать беременность. Это большой прорыв» – прокомментировала данное решение Родика Комендант.

О чем говорят цифры?

Согласно данным министерства здравоохранения, в первом полугодии 2019 года в Республике Молдова было сделано 5 246 абортов, а за аналогичный период 2020 года число абортов уменьшилось – 4 500. Из общего числа прерываний беременности в прошлом году по желанию женщин  — 3 351 случай, в то время, как в текущем году – 2 631.

Гинеколог Галина Лешко говорит о том, что еще рано делать какие-либо выводы: «Пандемия и в первые месяцы, и сейчас продолжает, в некотором смысле, ограничивать доступ к медицинским услугам. Мы заметили, что весной часто обращались по-поводу абортов. Но пока можно судить только субъективно. Мы можем сделать вывод, когда сопоставим годовые данные по уровню родов и абортов. Последствия пандемии будут видны немножечко позже.

«В Молдове последние годы количество абортов уменьшается. Но у нас каждый год все меньше женщин репродуктивного возраста, они уезжают.  Еще одна причина — часто аборты происходят не зарегистрировано, потому что система предоставления таких услуг недостаточно дружелюбна к женщинам. Сложно сказать сколько таких абортов, для этого необходимо проводить исследование. Только тогда мы сможем назвать реальную цифру по абортам», — подчеркнула Родика Комендант.

В свою очередь психолог Ирина Дворнина говорит, что в таких случаях можно ожидать не только роста числа абортов, но и наоборот, увеличения рождаемости: «В стрессовые периоды рождается больше детей. Тут или запускается механизм самоуничтожения как вида, или наоборот, чтобы сохранить вид, увеличивается рождаемость».

А дальше что?

Режим чрезвычайного положения действовал по всей республике до 15 мая, после чего его ввели в области здравоохранения и продлевали несколько раз. Никто не может дать точных прогнозов, что будет дальше. Но власти уже не раз говорили о том, что, в случае роста числа заразившихся коронавирусом, в стране вновь вернутся к ограничениям, которые действовали весной.

В этом случае, женщины, которые оказались в подобных ситуациях, должны знать, что они не одни и им есть куда обратиться.

«Мы говорили с мамой Вовы по телефону. Мамы — они все чувствуют, она спросила, что случилось, и мы рассказали все как есть, что хотим сделать аборт. На следующий день она позвонила, сказала, что поможет, чтобы мы не боялись, если дело только в финансовой стороне. Вова начал чинить ноутбуки и всякую технику на дому. В общем, мы передумали, решили оставить ребенка».

Меньше, чем через два месяца девушка будет рожать. У них будет мальчик. Имя выбрали, но пока никому его не говорили – примета плохая: «Мне не стыдно за то, что я чувствовала и за сомнения, которые были внутри меня. Да, получилось по-другому. Главное, что я ни о чем не жалею. Знаю, что в такой ситуации оказались многие, даже не представляю, как они выкручивались. Хорошо, что у нас все так сложилось».

* имена героев материала были изменены по их просьбе

***

Этот материал был создан в рамках проекта Фонда Thomson Reuters «COVID-19 Hub по освещению пандемии и ее последствий в странах Восточного партнерства» при поддержке Министерства иностранных дел и по делам Содружества Великобритании.

Иллюстрации – Санду Опря

Инфографика – Алина Гырнец

Текст – Лилия Здибняк

Поделиться: Share on Facebook Share on Twitter Share on Telgram
Комментарии
  • Новости для вас
  • Lifestyle din stânga nistrului