«Они обязательно войдут, чтобы поймать меня и стереть с лица земли». В Петербурге обнаружили место захоронения писателя Даниила Хармса

harms

Активисты обнаружили возможное место захоронения поэта и писателя Даниила Хармса в Петербурге: это одна из братских могил (9-я или 23-я) на Пискаревском кладбище, где покоятся умершие во время блокады в 1942 году, пишет издание «Фонтанка».

Могилы расположены направо от центральной аллеи Пискаревского кладбища, за Вечным огнем, недалеко от креста в память соотечественников, павших при защите Ленинграда. Девятая могила — «огромная, сто метров в длину», 23-я — значительно меньше, более точно изучить расположение можно на сайте Пискарёвского кладбища.

2 февраля, в день смерти Даниила Хармса, участники оргкомитета премии Хармса провели небольшую акцию на Пискаревском кладбище. Рядом с братской могилой номер 9 временно установили стелу в память о писателе. «Надпись на табличке памятника на латинском языке значит: «Здесь покоится Хармс». Элементы композиции нарочито не обработаны — это символизирует сложную и неустроенную жизнь Хармса», — пояснил Александр Марс. Навершие стелы выполнено из медицинской стали обращено к небу, а железный указатель демонстрирует, где именно находится могила номер 9. Памятник простоял на Пискаревском всего полчаса, и на постоянной основе размещать его здесь создатели премии Хармса не собираются.

Александр Марс

Хармс погиб во время блокады, в феврале 1942 года, в психиатрическом отделении тюремной больницы в «Крестах» на Арсенальной набережной, 7.
Как произощел арест Хармса описывала его жена Марина Малич:

Мы выглянули в окно. Внизу стоял автомобиль. И у нас не было сомнений, что это за ним.

Пришлось открыть дверь. Они сейчас же грубо, страшно грубо ворвались и схватили его. И стали уводить.

Я говорю:

— Берите меня, меня! Меня тоже берите.

Они сказали:

— Ну пусть, пусть она идёт.

Он дрожал. Это было совершенно ужасно.

Под конвоем мы спустились по лестнице.

Они пихнули его в машину. Потом затолкнули меня.

Мы оба тряслись. Это был кошмар.

Мы доехали до Большого Дома. Они оставили автомобиль не у самого подъезда, а поодаль от него, чтобы люди не видели, что его ведут. И надо было пройти ещё сколько-то шагов. Они крепко-крепко держали Даню, но в то же время делали вид, что он идёт сам.

Мы вошли в какую-то приёмную. Тут двое его рванули, и я осталась одна.

Мы только успели посмотреть друг на друга.

Больше я его никогда не видела.


Напомним, Даниил Хармс — писатель-абсурдист и один из лидеров объединения ОБЭРИУ. В советское время Хармс был известен, как детский поэт и писатель. Только после перестройки читатели оценили его «взрослую» прозу и стихи, напитанные причудливым абсурдистским юмором. 

Поделиться: Share on Facebook Share on Twitter Share on Telgram
Комментарии
Читать далее
  • Новости для вас
  • Lifestyle din stânga nistrului